1 29. 04. 13 - 90 лет со Дня Рождения Герою Советского Союза Беликову Виктору Матвеевичу Вс 28 Апр 2013 - 23:29
Дядя Ваня
Модератор
Никто не забыт ничто не забыто
Со школьной скамьи мы знаем имена Героев Советского Союза наволокчан Вилкова Н. А. Фадеева Н. А. и Мазурина М. А., но есть еще одно имя чья жизнь была связанна с нашим городом. Это Гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, штурман эскадрильи 109-го гвардейского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза Беликов Виктор Матвеевич. Сегодня 29 апреля 2013г. ему исполнилось бы 90 лет.
Виктор Матвеевич родился 29 апреля 1923 года в деревне Копытово Заволжского района в семье крестьянина, в 1939 году окончил неполную среднюю школу в селе Воздвиженское, работал учеником токаря, токарем на комбинате "Приволжская коммуна", без отрыва от производства учился в Кинешемском аэроклубе им. С. Леваневского.
В апреле 41 был призван в Красную Армию и направлен в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания с декабря 1942 года летчик-штурмовик Беликов на фронте. Начал боевой путь под Сталинградом. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии.
Его полем боя была только передовая. А оружием – грозный Ил – летающая крепость, которая, ощетинившись всей своей боевой мощью - реактивными снарядами, бомбами, пушками и пулеметами, обрушивалась на врага, приводя его в ужас и смятение.
Трижды сбивали. Дважды горел. И ни разу за всю войну не довелось воспользоваться парашютом: рабочей высотой его самолета был бреющий полет.
Первый боевой вылет он совершил в район Богучар, где в конце сорок второго проходила линия фронта. Через сплошной зенитный заслон группа из 30 самолетов все же прорвалась к цели – танковой колонне противника, и на земле заполыхало адское пламя, в котором как порох вспыхивали вражеские танки, черными воронками калечилась земля. Но особая отметина в памяти - конечно же, первый сбитый самолет.
Из воспоминаний Беликова В. М.:
В феврале сорок третьего противнику удалось окружить наш танковый корпус под Красноармейском, в Донбассе. Получил задание: провести разведку боем, чтобы выяснить вражеские огневые точки. К расчетному району шел под облаками. Вдруг на мгновение в кабине стало темно: буквально пятью метрами выше, встречным курсом пронесся «Юнкерс-88», мелькнув желтыми крыльями. Видимо, не заметил. И тут взыграл молодой азарт: я развернул самолет и устремился вдогонку. Вот враг уже в прицеле. Нажата гашетка – и «Юнкерс», задымив, камнем полетел вниз. Сердце учащенно забилось: сбил, сбил! И на выполнение основного задания он уже летел окрыленный. Невольно насторожило, что в воздухе противника не оказалось, да и зенитки не стреляли.
Только успел подумать, как на обрушился шквал огня. Заметив основное скопление зениток, дал по ним залп из реактивных установок, сбросил бомбы и уже собирался возвращаться, как почувствовал, что в двигатель попал снаряд. Мотор загорелся. Из-под приборной доски повалил дым, появилось пламя. Задымились унты. Ничего не оставалось, как сесть прямо на фюзеляж: в полете перебило шасси.
Выскочив из кабины со стрелком–радистом Леонидом Гиричем, потушили одежду, забросали снегом горящий двигатель. Откуда ни возьмись – мальчишка: «В селе немцы!». Схватили карты, документы и рванули в другую деревню. Там учительница спрятала их в подполье, ночью вывела за околицу, а через три дня они уже были среди своих. Правда, потом два дня их проверял СМЕРШ (военная контрразведка): ведь они побывали на оккупированной территории.
- Вообще мне на войне везло, - рассказывает Виктор Матвеевич. Помню, под Луцком мы готовились к Сандомирской операции, наша разведка оплошала – и нас «вычислили» и разбомбили на земле. Я побежал тогда к щели, но не нашел ее, лег вдоль дороги. Осколком бомбы ударило по ногам, стало горячо в пояснице, и я почувствовал, как заструилась кровь. Едва бомбежка прекратилась, я сгоряча сделал два шага и свалился неподалеку от щели, которую искал. А щель оказалась буквально развороченной прямым попаданием бомбы (если бы я был там?!).
Пять месяцев провалялся в госпиталях, потом вместо санатория поехал в отпуск к родителям, под Кинешму. Когда шел по деревне с палочкой, его не узнали. На груди к тому времени красовались два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Потом с фронтом двинулись на Запад, - вспоминал В. Беликов, - где довелось участвовать в Ясско–кишиневской операции.
День Победы полк встретил в немецком городе Кюльпенау. Рано утром разбудил командир полка: “Вставай, немцы напали!”. Он вскочил, спросонья не понимая, куда бежать, слышал - кругом сплошная стрельба. А командир полка смеется: “Победа!”.
Выскочили и тоже давай палить в воздух. Потом вернулись в казарму, и первая мысль оказалась до смешного наивной: отныне постель надо будет заправлять аккуратно. Летчикам-штурмовикам, в каждом полете рисковавшим жизнью, за сто боевых вылетов присваивалось звание Героя Советского Союза. Беликов совершил 128 вылетов - и остался в живых. 24 июня 1945 года в составе сводного полка 1-го Украинского фронта участвовал в параде Победы на Красной площади.
28 послевоенных лет Виктор Беликов проработал в Кишиневском аэропорту – руководил полетами с земли, приходил на помощь экипажам, попавшим в сложные условия.
28 ноября 2002 года Виктора Матвеевича не стало всего 2 года не дожил он до 60-летия Великой Победы, В Заволжске перед военкоматом установлен бюст Герою, а в Кишиневе его именем названа одна из улиц.
Может кто то может поделиться воспоминаниями об этом человеке, которого мы вправе считать своим земляком, спросите родителей, знакомых, возможно есть в наших краях родственники Виктора Матвеевича, особенно хочется узнать какие то подробности о том времени когда он работал токарем в Наволоках.